Управление образования Администрации Иркутского районного муниципального образования г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 119А, 4 этаж, тел.718-040

Доклад директора МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», председателя Областного совета директоров агробизнес-школ Тыртышной Ольги Павловны «Агропромышленной недели – 2017» 24-27 октября в СибЭкспоЦентре

27.10.2017

Доклад
директора муниципального образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования
«Оёкская средняя общеобразовательная школа»,
председателя Областного совета директоров агробизнес-школ
Тыртышной Ольги Павловны
в рамках «Агропромышленной недели – 2017»
24-27 октября в СибЭкспоЦентре
 
Агробизнес – образование следует понимать
как единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения направленный
на интеллектуальное, духовно – нравственное,
творческое, физическое, профессиональное развитие
обучающихся на базе приоритетных
ценностей: Человек, Природа (Земля)
Сельскохозяйствнный Труд (бизнес, предпринимательство).
(Из Концепции развития непрерывного
агробизнес – образования на сельских
территориях Иркутской области на период до 2020 года)
 
На сегодняшний день перед нами стоит задача обеспечения  воспроизводства кадров с экономическим и инновационным образом мышления, формирования у обучающихся комплекса профессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК, устойчивой мотивации на самореализацию в условиях сельского социума, готовности к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности на селе.
Наличие на территории региона государственной сельскохозяйственной академии с богатой историей, аграрных техникумов, училищ сельскохозяйственного профиля с высококвалифицированными преподавателям, заинтересованность крупных сельхозтоваропроизводителей, предприятий АПК,  с хорошими традициями являются  значимыми факторами создания системы непрерывного агробизнес-образования.
С 2014 года реализуется  Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях  Иркутской области. Этот проект был направлен на исполнение социального заказа Правительства Иркутской области, органов местного самоуправления сельских муниципальных образований и организации агропромышленного комплекса и в меньшей мере – на  спрос населения в период начала работы по  Концепции , но фактически изменился в ходе ее реализации. На данный момент большой интерес и инициативу проявляют: общественность, родители и обучающиеся.
         Создан областной совет по агробизнес-образованию, программно-учебно-методическое сопровождение осуществляет областной ресурсный методический центр при  Региональном центре мониторинга и развития профессионального образования.
Прослеживается динамика обеспечения программно – методическим материалом школ.
Разработано и реализовано содержание цикла методических семинаров для руководящих и педагогических работников: 
Рассмотрены такие  вопросы как:
•    «Программно-методическое обеспечение как условие эффективной реализации агробизнес-образования.
•    «Различные формы летних трудовых практик. Организация социальных практик»
•    «Организация научно-исследовательской деятельности агробизнес-образования»
•    «Профессиональные пробы»
•    «Представление деятельности агрошкол в СМИ, Интернет-ресурсах»
•    «Профориентация как непрерывный процесс самоопределения»
Выстроена система индивидуального  консультирования. По запросу школ проводится рецензирование программ  по направлению агробизнес-образования. Разработаны и реализуются программы повышения квалификации педагогических работников.
Система непрерывного агробизнес-образования Иркутской области представлена следующими уровнями общего, профессионального и дополнительного образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование; среднее профессиональное, высшее образование; дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Агробизнес-обучение реализуется через учебный план (инвариатная часть и обязательная часть): последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные предметы, преподаваемые в начальной, основной и  средней школе (окружающий мир, природоведение, обществознание, биология, химия, технология, основы безопасности жизнедеятельности).
Для повышения мотивации при обучении используются: Организационные формы обучения: комбинированный урок; семинар; лекция; практическое занятие; видео-урок; учебная экскурсия;  мастер-класс;  тренинг; конференция.
Чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми. Для успешной подготовки ребенка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах возникает значимость в  преемственности  изучения агробизнеса между всеми ступенями образовательной системы, то есть  создание единой  образовательной среды по агробизнес-образованию в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений на основе интеграции и путём объединения усилий.
Во время проведения предметных недель особое внимание уделяется проведение мероприятий и уроков, акции  агро – направленности.
На сегодняшний день в школах, являющихся областными и муниципальными пилотными площадками агробизнес-образования ведется опытно-экспериментальная работа на пришкольных участках, активно реализуется проектная деятельность.
Проводится   информационная работа с родителями обучающихся по вопросам особенностей организации обучения детей, обсуждение содержания агробизнес - образования. Родители с 1 по 11 классы были ознакомлены с информацией о включении школ в региональную инновационную работу, с программой введения агробизнес - образования.       
На втором семинаре директора школ-пилотов Иркутского района  представили свой опыт в интересной оригинальной форме «Агро-поезд «Растим хозяина земли», где на примере 4-х областных пилотных площадок Иркутского района было показано развитие агробизнес-образования на уровне дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных организаций, организаций агропромышленного комплекса.
В 2016 г. проведено три областных семинара:
19 августа в СОШ д. Кулиш Чунского района  «Школа-хозяйство - локомотив в системе непрерывного агробизнес - образования».
30 ноября на базе Алятской СОШ Аларского района окружной семинар педагогов дополнительного образования.
16 сентября на базе ЦО «Альянс» п. Харик,  Куйтунского района прошёл межрегиональный  «Агрофестиваль Куйтунского района».
22 октября 2016 года в Усольском муниципальном образовании проведено выездное расширенное заседание Областного совета агробизнес-образования. «Агропоколение» сетевая модель агробизнес-образования в Усольском районе.
В  апреле 2017 г. прошел областной семинар «Агробизнес-образование: опыт, проблемы, перспективы» на базе Оёкской СОШ.
В сентябре 2017 – II Областной Агрофестиваль  Куйтунского района на базе ЦО «Каразей».
За период 2015-2017 годы сотрудниками центра и советом директоров АБО были организованы и проведены мероприятия, участниками которых являлись обучающиеся сельских школ и студенты СПО сельскохозяйственной направленности:
  1. Анкетирование студентов. Всего опрошенных – 659.
  2. Областной конкурс агробизнес-идей «Начинающий фермер» (апрель 2016 года). Всего на Конкурс было представлено 48 проектов.
  3. В рамках образовательного форума «Образование Прибайкалья-2016» учащиеся сельских школ приняли участие в мероприятиях:
 «Квест по истории и сегодняшнему дню профтехобразования» - 102 учащихся;
«Профессиональные пробы»- 144 учащихся;
Круглый стол «Атлас профессий и специальностей сельскохозяйственного кластера Иркутской области» - 160 учащихся.
  1. Участие в VII Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» (май 2016 года). 22 участника.
 
Вторая сессия агробизнес-школы «Академия предпринимательства» прошла на базе СОШ с. Верхний Булай Черемховского района.(март 2017 года). Всего 57 участников.
  1. Областной конкурс проектов бизнес-идей «Начинающий фермер».(апрель 2017года). Всего 28 заявок.
  2. Хакатон «Ландшафтный дизайн» (апрель 2017 года). Всего 48 участников.
  3. Акция «ЭкоДействие» (март-сентябрь 2017 года). Всего 53 участника.
  4. Презентационный марафон.
Всего 69 участников.
9. Организовано привлечение сельских школ к участию во Всероссийской молодежной экологической акции «Чистое село» (май 2017 года). Участие приняли 10 школ.
В период проведения областного форума «Образование Приангарья-2017» в областном конкурсе «Лучшая образовательная организация – сельская школа» приняли участие 18 сельских школ, из них 10 пилотных площадок три из которых стали победителями:
1 место -Центр образования «Альянс» п.Харик Куйтунского района;
2 место -  Большееланская СОШ;
3 место -  СОШ с Верхний Булай.
В августе 2017 года в Сибэкспоцентре прошел областной конкурс «Урожай 2017», где агрошколы области приняли активное участие, показали себя как эффективно реализующие принципы агробизнес-образования и были отмечены за высокие результаты и достижения.
Обсуждение вопроса развития агробизнес-образования вошло в план областного августовского совещания педагогических работников Иркутской области.
Промежуточные итоги работы по реализации АБО:
   - создан областной Совет по реализации непрерывного АБО;
   - создана 31 областная и 32 муниципальных  пилотных площадок по АБО;
   - создан и работает Совет директоров;
   - создан банк методической продукции, разработанный педагогическими работниками пилотных площадок АБО;
   - организовано информационно - коммуникативное пространство взаимодействие пилотных площадок АБО посредством создания на сайте регионального центра мониторинга и развития профессионального образования;
   - разработана программа мониторинга  на территории Иркутской области;
     - реализуется программа курсов повышения квалификации.
Также в сельских муниципальных общеобразовательных организациях Иркутской области  профессиональную подготовку по профессии «тракторист-машинист» в 2016-2017 учебном году проходили 359 обучающихся 10-11 классов (каждый 5-й юноша сельских общеобразовательных школ).
Дальнейшее развитие профессиональной подготовки в общеобразовательных организациях осложнено повышением лицензионных требований, старением учебно-материальной базы, проблемами с обеспеченностью педагогическими кадрами, так как учебная нагрузка в сельских школах небольшая по дополнительным образовательным программам какими являются программы профессиональной подготовки.
Вместе с тем, профессиональная подготовка сельских старшеклассников нужна и востребована.
К проблемам, препятствующим развитие непрерывного  АБО относятся:
     -  низкая мотивация современной молодежи к труду на селе в связи с отсутствие инженерной инфраструктуры и социальной сферы,  так же сложившейся в социуме непрестижности профессий агропромышленного комплекса и статуса сельского образа жизни в целом;
Агропромышленный комплекс сегодня становится все более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления "поднимать село", надо вложить много сил и средств в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.
Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, эффективно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Воспитание граждан инициативных, трудолюбивых, высоконравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Сдерживающие факторы развития любого передового инновационного направления в образовании всегда преодолевались высокой ответственностью, профессионализмом и творчеством педагогов в решении государственных задач.
Считаем, что реализуя непрерывное агробизнес-образование,  мы не только можем формировать  личность выпускника, способного к самореализации в современных социально-экономических условиях, и профессионально развиваться сами, но и способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Иркутской области.  
Нам необходимо строить свою педагогическую  и воспитательную деятельность не только для того, чтобы  наши  выпускники вернулись  на предприятия АПК, также селу нужны учителя, врачи, энергетики и мы должны дать профориентационные навыки ,привить любовь и преданность родной земле  с целью возвращения наших ребят на Малую родину.
Все регионы России сталкиваются с нехваткой молодых кадров на селе .Причем, проблема с кадровым обеспечением стоит остро не только в агросфере ,но и в отраслях образования ,экономики, медицины и многих других. Наши дети любят село ,они им гордятся ,но главное обеспечить молодых сельских специалистов достойными условиями жизни, тогда проблема кадров станет менее глобальной .Помимо таких социальных объектов ,как магазины ,больницы, школы ,в селах необходимо улучшить инфраструктуру, дороги, организовать досуг в виде кинотеатров ,кафе, библиотек .При такой ситуации многие (даже городские жители) могут предпочесть чистый воздух, свежие продукты .
По нашему мнению мы не можем глобально изменить положение ,но небольшими шагами мы привлекаем общественность, родителей и ребят к проблемам села, стараемся профессии АПК показать привлекательным и конкурентоспособным, прививаем любовь и ответственность к родной земле, ведь будущее за селом! За рабочими профессиями! Ведь не зря мода, распространившаяся во всем мире нашла такой отклик среди молодежи в том числе Международный конкурс рабочих профессий World Skills, на котором в этом году команда России заняла 1 место.
 

Следующая новость